Что такое мода вообще? Модой, в широком смысле этого слова, называют существующие в определенный период и общепризнанные на данном этапе отношения к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако, при употреблении слова «мода» обычно имеют в виду одежду. Одежда говорит о многом, она разоблачает потаенные мысли. Одежда являет собой наиболее индивидуальное творение человеческой культуры, и в то же время рядом с модой, которая, как тень следует за одеждой, шествует могущественный инстинкт подражания.

С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако, такое толкование представляется слишком узким и ограниченным. Одежда была не только прикрытием, но и символом. Даже амулет был в свое время «одеждой», так как являлся мостом между голым, ранимым человеческим телом и окружающим миром…

Еще 40 тысяч лет назад человек стремился к красоте и совершенству. Именно в это время создаются первые украшения: ожерелья и бусы. Человек начинает укрываться от холода и дождя шкурами животных – и 35 тысяч лет назад появились набедренные повязки из кусков кожи.

Где-то 25 тысяч лет назад появилась первая шитая одежда из меха и шкур. Первые прически в Европе появились примерно 10 тысяч лет назад, а драпированная одежда изо льна в Древнем Египте известна была еще 6 тысяч лет до н.э. назад. В том же Египте 5 тысяч лет до н.э. назад появились первые парики, самыми пышными из которых обладали фараоны и члены их семей.

А 4 тысячи лет до н.э назад, в том же Древнем Египте, появились первые сандалии. Их изготовляли из папируса, тростника, кожи, но только фараон имел право носить эту обувь. В Киевской Руси в IX-Х веках в моду вошли лиса, куница, соболь, бархат, восточные шелка и парча. Все это предназначалось для князей и знати.

Одно из самых ранних известных декольте можно видеть у богинь змей с острова Крит. Памятники греческого искусства также демонстрируют целый ряд вариантов вырезов у женского платья. Затем декольте выплыло снова на поверхность в средние века, когда по бургундской моде оно делалось не только на груди, но захватывало также и спину. В эпоху Ренессанса, открытого чувственным радостям, когда фигура подправлялась корсетом, поднимавшим грудь шнуровкой, декольте было особенно выразительным, что вызывало, наверняка, зависть испанок, которым строгая испанская мода запрещала обнажаться.

Моделирование одежды началось в эпоху готики. Тогда же появились и первые вытачки, что позволило шить прилегающую одежду. В XI появилась широкая одежда с капюшоном – она предназначалась для духовенства.

0.2.1372197289XV-XVI века. Именно в это время законодательницей мод в Европе становится Италия. Возникают новые эталоны красоты: широкие плечи, тонкая талия, высокие прически, красные губы, которые и по сей день остаются актуальными в мире моды. Модным становится костюм, основанный на каркасе и корсете. Французская революция 1789 года разрушила вековые устои и традиции. В моду вошел революционный костюм с элементами народной одежды. В это время во Франции появились первые дома моды.

В середине девятнадцатого века в мужскую одежду входит пиджак, который вместе с жилетом и брюками изготовляется из одной ткани – так появился костюм. С этого времени вплоть до 60-х годов прошлого столетия мужская мода не изменялась.

В 1925 году Габриель Шанель создает свое классическое маленькое черное платье, и в том же году появляются вискозные чулки светлых тонов.

Сразу же после войны появляются капроновые чулки, а в 1948 году Кристиан Диор создает новый стиль одежды: широкую расклешенную юбку, то, что модно и в нынешнем 2006 году.

В 1960 году начался джинсовый бум. Джинсовая мода к нам пришла из Америки. Это стало одеждой «номер один» не только у молодежи. Появилась совершенно другая мода, другой стиль.

А спустя пять лет по миру пошла мода на «мини» – самую короткую одежду за всю историю костюма. В 1985 году в моду входят кроссовки, которые стали неотъемлемой частью нашего гардероба.

0.3.1372197289Каждая эпоха создает свои собственные эстетические идеалы. Самый простой пример – изменение идеала женской красоты от пышных рубенсовских форм до предпочитаемых в наше время стройных, узких, высоких линий. Получается, что одежда подчеркивает или скрывает определенные части тела, приближая наш силуэт к общепринятому идеалу? Да, именно так, она и подправляет, и стилизует. Важен также эротический момент, который явно и в многообразных формах представлен в истории моды от декольте в женской одежде и ставших снова популярными прозрачных тканей, которые привлекали модных дам еще во времена Наполеона, до намеренного подчеркивания половых органов в мужской одежде средневековья. Наверное, это и правильно, потому что, кроме защитной от климатических явлений функции, одежда призвана украшать человека, делать его красивым, уверенным в себе и… максимально привлекательным для противоположного пола.

Рассказывать о моде, об истории костюма можно бесконечно. Ведь интересно же узнать, когда впервые появился женский брючный костюм, и с какими трудностями он столкнулся, завоевывая себе популярность, про первые кружева и носовые платки, про шляпки и шпильки и многое другое.

Что обещает мода нам еще? Завтра, послезавтра, через год? Через столетие? А женщина хочет выглядеть привлекательно именно сегодня и сейчас. В России, в Германии, во Франции – где угодно, женщина остается женщиной, способной на фантазию и выдумку.

Из энциклопедии моды Л.Кибаловой, О. Гербеновой, М. Ламаровой